На главную
Баннер
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Особенности развития ребенка пятого года жизни

Гладенко А.Н., педагог-психолог

Социально- эмоциональное развитие Ребенок не всегда осознает социальные нормы и правила поведения. У него начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. легко отвлекается на то, что более интересно. Бывает, что ребёнок ведёт себя хорошо только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Взаимо- отношения Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим ребенком, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Игровая деятельность Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.
Моторика Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом, умеют подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе). Дети умеют нанизывать бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Для развития мелкой моторики необходимо предлагать: обведение любых вкладышей, штриховку, лепку из пластилина и глины, разукрашивание картинок, раскрасок карандашами.
Восприятие Дети хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Умеют целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. При обследовании несложных предметов способны придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Мышление У ребенка начинается становление образного мышления. Дети могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они развивают умение моделировать, планировать. Учить ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:
- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
- складывает из кубиков целостную картинку
- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
- конструирует из Лего по образцу; собирает по схеме узор мелкой мозаикой.
Внимание Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Наступает важный период для развития детской любознательности. Дети стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера.
Память Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное.
Воображение Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, но наиболее интенсивно оно развивается именно в дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речевое развитие Улучшается произношение звуков и дикция. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов Появляются сложные предложения. К пяти годам сформированы все звуки кроме Л, Р. Ребенок способен пересказать сказку, рассказать стихотворение. Если у ребенка есть отклонения в произношении, необходимо записаться на прием к логопеду.
Музыкально-художественная продуктивная деятельность Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Eye Версия для слабовидящих