На главную
Баннер
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Приобщение детей к красоте природы

Вантеева Т.В., воспитатель

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу».
К.Д.Ушинский

По мнению психологов, эстетическое развитие включает в себя все проявления красоты при непосредственном и систематическом контакте детей с миром эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовало тому, что педагогика всех веков и народов использовала её как важнейшее средство развития личности ребёнка – дошкольника.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках и звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления - цветовые, звуковые, осязательные, представляющие собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и форм. На основе интереса появляются простейшая эстетическая изобретательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по цвету, формам, тем лучше закладываются основы для эстетического развития ребёнка. Педагоги очень важное значение придают эстетическому развитию детей в процессе восприятия природы и понимают, что решить эту задачу в семье, гораздо проще, чем в дошкольном образовательном учреждении. Наблюдения показали, что без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. Поэтому родителям очень важно специально формировать у детей эстетическое отношение к природе. Предлагаем родителям рекомендации по знакомству детей с красотой природы в разные времена года.

Осень

Проведите с ребёнком целенаправленную работу по восприятию красоты осенней природы:

  • покажите, как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых и коричневых тонов придает пейзажу особую, чарующую силу. Обратите внимание на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а так же осины и рябины и т.п.);
  • покажите изменения цвета зелени в зависимости от освещения;
  • покажите красиво цветущие осенние цветы, которые дают богатейший материал развития его эстетического восприятия.
  • побуждайте ребёнка к созданию цветочных композиций, пробуждающих его творческую фантазию.

Предложите детям полюбоваться осенней листвой на деревьях и кустарниках. Собирайте с ними красивые осенние листья и составляйте из них букеты.

Зима

Любуйтесь вместе с ребёнком красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней позёмкой, заснеженными кустарниками и деревьями. В процессе общения с ребёнком интересуйтесь тем, что из окружающей действительности привлекло его внимание. Поощряйте инициативу и самостоятельность суждений.

Рассмотрите кору разных пород деревьев, покажите ребёнку многообразие её цветов и оттенков, фактуры (гладкая, шершавая). Покажите красоту и декоративность хвойных пород деревьев и кустарников. Подкармливайте вместе с ребёнком зимующих птиц.

Весна

Обратите внимание на первые признаки приближения весны. Любуйтесь вместе с ним первой травой, молодой листвой, пушистой вербой и набухшими почками. Заинтересуйте ребёнка рассматриванием весенних цветов. Вызывайте у ребёнка интерес к живым цветам и составлением из них букетов.

Лето

Обратите внимание ребёнка на красоту окружающей природы. Вызывайте чувство радости и удивления при восприятии разнообразных по форме, строению, цвету растений. Предоставьте ребёнку возможность увидеть совершенство строения, многообразие цветов, форм, которыми щедро одарила природа мир растений и животных.

Создавайте условия для того, чтобы ребёнок мог полюбоваться красотой насекомых, познакомиться со строением их тела, окраской, не нарушая их образа жизни и не нанося вреда окружающей природе.

Фотографируйте наиболее ярких представителей мира растений и животных, для того чтобы иметь возможность вместе с ребёнком рассматривать эти фотографии и вспоминать об увиденном. В этих кратких рекомендациях мы постарались обратить внимание родителей на необходимость развития эстетического восприятия ребёнка средствами, которые доступны каждой семье.

Eye Версия для слабовидящих